Тематическая группа "Гагаузия" ________________ Grupul Tematic "Găgăuzia"

Главная » Деятельность » Заседания » 2013 » Заседание №3

Заседание №3

Комментарии

23 сентября 2013 г. прошло очередное заседание Тематической группы «Гагаузия», в котором приняли участие Жаклин Карпентер (Миссия ОБСЕ в Молдове), Штефан Урыту (ЦИК Молдовы), Сергей Нейковчен (Центр КОНТАКТ), Василий Чиоарик (Центр КОНТАКТ), Надежда Афанасьева (АДЕПТ), Михаил Сиркели (ОО МЦ Пилигрим-Демо), Елена Дечева (ассистент Тематической группы «Гагаузия»).

На заседании обсудили следующие вопросы:

  1. Усовершенствование избирательного законодательства АТО Гагаузия. Пилигрим-Демо реализует проект адвокаси по реформированию избирательного законодательства автономии. В этой связи было интересно узнать мнение членов группы относительно того, как Тематическая группа «Гагаузия» может посодействовать в разработке нового проекта закона о выборах в Гагаузии и его продвижении.
  2. Обсуждение механизмов присоединения выборов Башкана Гагаузии и выборов в НСГ к национальной избирательной политике.

Координатором тематической группы был представлен на обсуждение вопрос об избирательном законодательстве АТО Гагаузия и о возможностях его усовершенствования.

Было отмечено, что Миссией ОБСЕ в Молдове было проведено много работы по этому направлению, и были даны ряд рекомендаций, и сейчас этот вопрос находится на стадии адвокаси.

В ходе беседы был упомянут проект Закона об избирательном Кодексе АТО Гагаузия, разработанный г-ном Бургуджи. Было заявлено, что г-н Бургуджи пытался сотрудничать с организацией АДЕПТ, и учел многие из их рекомендаций, но при этом внес в законопроект множество своих нововведений, противоречащих действующему законодательству.

Также было добавлено, что, несмотря на некоторые достоинства и положительные стороны данного законопроекта, многие положения в нем могут трактоваться как сепаратистские, и не соответствующие международным требованиям. Кроме того, автор ссылается на несуществующие законодательные акты.

На заседании также обсудили существующие проблемы со списками избирателей. Было отмечено, что, например, в 2009 и 2010 гг. качество составления списков избирателей на региональных выборах в Гагаузии было очень низким.

Кроме того, было отмечено, что в ситуации, когда ЦИК Молдовы не имеет полномочий участвовать в выборах АТО Гагаузия, на территории автономии не соблюдаются международные обязательства Молдовы, так как Гагаузия не является субъектом международных обязательств, а Молдова, являясь таковым, однако не имеет компетенций регулировать выборы Башкана и в НСГ.

В качестве возможного решения данных проблем было предложено найти способ предоставить национальному избирательному органу (ЦИК Молдовы) полномочия вовлекаться в процесс организации выборов на территории Гагаузии. Отметили необходимость создания централизованного избирательного органа, ответственного и за выборы в Гагаузии. Эту функцию мог бы выполнять ЦИК Молдовы, в случае расширения его полномочий, и включения Гагаузии в компетенции данного органа.

В связи с этим был приведен пример избирательной системы в Австрии, где принято 2-х палатное собрание и существует 9 парламентов (ландтагов). Каждый парламент избирается по своим законам, но ни один из этих законов не должен противоречить национальному законодательству. Аналогично избирательное законодательство Гагаузии не должно противоречить законодательству РМ.

Было отмечено, что избирательное законодательство РМ со времени его издания ежегодно изменяется и совершенствуется, чего нельзя сказать об избирательном законодательстве АТО Гагаузия, в которое изменения вносились всего несколько раз со времени его принятия (последние были в 2007г.). Это можно считать одной из основных причин несоответствий между национальным и гагаузским избирательными законодательствами.

На заседании также обсудили проблему того, что ЦИК Гагаузии является временным органом, в отличие от ЦИКа Молдовы. В этой области Молодежной организацией Пилигрим-Демо было проведено исследование, в рамках которого были организованны 4 фокус группы и 2 индивидуальных интервью с представителями избирательных органов и СМИ Гагаузии. В результате данного исследования выявилось, что мнения по данному вопросу расходятся: одни считают, что ЦИК Гагаузии должен оставаться временным, другие – что, по меньшей мере, 3 члена ЦИК (председатель, заместитель и секретарь) должны работать постоянно, так как это обеспечит постоянное наличие опытных и обученных членов комиссии.

По этому поводу, было высказано мнение, что ЦИК РМ, являясь постоянно действующим органом, серьезно подходит к обучению и подготовке своих членов. Для того чтоб выборы были честными, необходимо объединить принципы отбора и обучения кадров. Но проблема в том, что у Гагаузии нет возможности осуществлять должный отбор и подготовку специалистов по тем же принципам, которыми пользуется ЦИК Молдовы, в силу нехватки ресурсов и времени (из-за временных полномочий).

Было высказано мнение, что в ЦИК Молдовы было вложено много ресурсов, как национальных, так и международных, и он на сегодняшний день значительно продвинулся и развился. Вкладывать в развитие еще одного подобного органа на территории одной страны представляется необоснованным. Было подчеркнуто, что на сегодняшний день ЦИК РМ не имеет полномочий вмешиваться в процесс проведения выборов в гагаузской автономии, они могут только проверить соблюдение Кодекса о Выборах РМ и Конституции РМ.

Кроме того, было отмечено, что отсутствует механизм передачи избирательных списков ЦИК Молдовы в ЦИК Гагаузии.

В результате обсуждения были предложены следующие пути решения вышеупомянутых проблем:

— Было предложено централизовать избирательное законодательство и внести в Кодекс о Выборах РМ отдельный параграф об особенностях выборов в Гагаузской автономии, и тем самым отказаться от идеи существования отдельного избирательного законодательства для Гагаузии, а, следовательно, решить проблему несоответствий.

— Было также предложено изучить примеры других стран, таких как Россия, Украина, Италия и др., и провести сравнительный анализ, с целью дальнейшего выявления наиболее оптимальных путей совершенствования избирательной системы в Гагаузии.

— Еще одним путем решения существующих проблем может стать предоставление полномочий ЦИКу Молдовы вовлекаться в процесс выборов на территории автономии. Что также означает использование ресурсов ЦИК РМ, и привлечение тех же людей для работы в избирательных органах на выборах Башкана и в НСГ, что и на национальных выборах.

Протокол заседания в PDF →

Протокол заседания от 23 сент. 2013 (rus.)

Minutes of the meeting 23 Sept. 2013 (eng.)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: