Тематическая группа "Гагаузия" ________________ Grupul Tematic "Găgăuzia"

Главная » Деятельность Пилигрим-Демо » Аналитический обзор языковых прав гагаузов

Аналитический обзор языковых прав гагаузов

Уважаемый читатель, предлагаем Вашему вниманию аналитический обзор «Реализация языковых прав гагаузов Молдовы. Интеграция гагаузского сообщества в общество Молдовы», составленный в рамках исследования, проведённого с целью выявления основных барьеров, препятствующих реализации языковых прав гагаузского меньшинства, а также интеграции гагаузского сообщества в общество Молдовы.

В отчёте отражены результаты анализа законодательства РМ и АТО Гагаузия, документов и официальных сайтов властей и органов местного публичного управления АТО Гагаузия, а также мнения экспертов, высказанные ими в своих статьях и в рамках экспертных бесед, проведённых в период исследования.

В 2011 году Автономно-территориальное образование Гагаузия (Гагауз-Ери) (далее АТО Гагаузия) отметило своё 17летие с момента обретения особого правового статуса. Особый правовой статус был предоставлен региону принятием Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери)» (далее Закон 1994 года) Парламентом РМ 23 декабря 1994 года. Принятие Закона 1994 года ознаменовало решение гагаузского вопроса и предоставило гагаузам, проживающим в Республике Молдова, гарантии по защите их культурных и языковых прав.

NB! Гагаузы, проживающие в Республике Молдова, относятся к двум группам меньшинств:
1. Русскоязычное меньшинство, представленное русскими, украинцами, болгарами, белорусами, и в том числе гагаузами, объединенными по языковому признаку.
2. Национальное меньшинство гагаузы, включающее в себя только представителей одноимённой национальности.

Исследование направлено на выявление барьеров, препятствующих реализации языковых прав гагаузов как национального этнического меньшинства, а не как представителей русскоязычной группы.
Помимо культурной и языковой автономии регион получил возможность самостоятельно решать вопросы политического и экономического характера в пределах свой компетенции. Наряду с решением вопроса статуса гагаузского меньшинства Закон 1994 года был призван решить вопрос постепенной и полной интеграции гагаузов в молдавское общество.
Вместе с Законом 1994 года Парламент РМ принял постановление3, обязывающее Правительство РМ принять меры по приведению в соответствие законодательства РМ с Законом 1994 года, которое было оставлено без должного внимания. Следует отметить, что власти автономии также не предприняли никаких шагов для того, чтобы инициировать процесс гармонизации законодательства РМ с Законом 1994 года, обладая для этого необходимыми полномочиями и правами4. Освоение особого правового статуса Гагаузии осуществляется в условиях дисгармоничности национального законодательства РМ с Законом 1994 года. Это обстоятельство выводит за рамки правового поля РМ значительную часть законов АТО Гагаузия, принимаемых Народным собранием Гагаузии (далее НСГ), в том числе и отдельные положения Закона АТО Гагаузия «О функционировании языков на территории Гагаузии (Гагауз-Ери)» (далее Закон АТО Гагаузия о языках), что будет продемонстрировано ниже.

В виде отступления важно отметить, что в автономии принято возлагать вину за дисгармоничность национального законодательства с Законом 1994 года на власти РМ, и обвинять их в нежелании создать условия для развития автономии и реализации прав гагаузского народа. Безусловно, дополнения и изменения в законы РМ, необходимые для приведения в соответствие национальных законов с Законом 1994 года могут вноситься только Парламентом РМ. В этом смысле, действительно, ответственность лежит на властях РМ. Но АТО Гагаузия, как выгодополучатель результатов процесса гармонизации может и должно принимать непосредственное участие в этом процессе. Поэтому с этой точки зрения ответственность ложится как на власти РМ, так и на власти АТО Гагаузия. Важно понимать, что освоение особого правового статуса АТО Гагаузия должно проходить исключительно в рамках правового поля РМ. В этом смысле приведение в соответствие национального законодательства с Законом 1994 года должно стать приоритетной задачей для властей автономии. Перекладывание ответственности на власти РМ не решает задач, стоящих перед АТО Гагаузия, в том числе задач по реализации языковых и культурных прав жителей автономии.
Создание Гагаузской автономии имело жизненно важное значение для гагаузского народа, поскольку к концу 20-го века прошлого тысячелетия вопрос сохранения гагаузского языка и культуры стоял очень остро. Ликвидация безграмотности, агрессивно проводившаяся в советский период нашей истории, помимо положительных результатов имела и негативные последствия для гагаузов Молдовы. Образование, доступное на неродном языке, привело к сокращению числа носителей гагаузского языка и культуры среди гагаузов Молдовы. Создание автономии предполагало защиту гагаузского языка во всех сферах жизнедеятельности, и противодействие чрезмерной потере гагаузского языка и культуры во второй половине прошлого столетия. Для этого региону были предоставлены все необходимые полномочия, прописанные в Законе 1994 года.

Говоря о целях создания автономии на юге Молдовы, необходимо учитывать и тот факт, что сильно русифицированному гагаузскому сообществу автономия нужна была как гарантия нерумынизации, где русский язык сохранялся бы как основной язык общения. Вместе с тем следует понимать, что русский язык постепенно должен был уступать место гагаузскому и молдавскому языкам, что ознаменовало бы собой достижение основной цели принятия Закона 1994 года – создание языковой и культурной автономии гагаузов и постепенную интеграцию гагаузов в общество Молдовы.
В течение 17 лет Гагаузская автономия функционировала и продолжает функционировать в основном как русскоязычная автономия, о чём свидетельствует например тот факт, что гагаузский и молдавский, которые являются официальными языками АТО Гагаузия, наряду с русским, практически не используются как таковые.

Таким образом, цели создания языковой автономии гагаузов и интеграции гагаузского сообщества в общество Молдовы далеки от своего достижения.

 

Полный текст аналитического обзора в PDF →

Аналитический обзор. Реализация языковых прав гагаузов Молдовы.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: